Дневник писателя

Продолжение

История с географией, и с формулой Ляпунова, в темно-синем переплете
(студенческие воспоминания Пелецкого и не только)

Профессор Заставный Федор Дмитриевич

Михаил Сокол
Прекрасный преподаватель - экономгеография, если не ошибаюсь.
Да, вспоминаю его: преподавал у нас. Читал лекции, принимал экзамены, положительный, покладистый, незлобивый, с уважением к студентам.

Пелецкий
С улыбкой прочел комментарий – истинно так! Замечу, однако, преподаватель подобен «счётной машине» и если он не услышит в ответах студента то, что он должен правильно ответить, слышанное им сотни и более раз, отличной оценки не получишь.
История связана с географией и два экзамена на первом курсе по экономической истории (ЭИ) и экономической географии СССР (ЭГ) были особенно трудными своими датами, цифрами и разрозненными, зачастую не связанными между собой фактами.
По окончанию первого семестра после Нового года был экзамен по ЭИ проф. П.В. Свежинскому. Если, кто-то появлялся на экзамен без конспекта его лекций, сразу получал «неуд» и должен был, потом хлопотать о пересдаче. Вопросы он задавал по утвержденной учебной программке (три вопроса). Студентам-юношам он почему-то обычно задавал ещё дополнительные два вопроса: «Командные высоты в экономике» и «Континентальная блокада Наполеона».
У меня к сдаче экзаменов был свой «шахматный подход» с заготовленными вариантами (преподаватель - условный противник, будто в шахматной игре). На его экзамен появился с двумя конспектами, своим и аккуратно переписанным у кого-то. Профессор взял конспект, полистал, произнес «Пелецкий» и положил на стол возле себя. Сидя за столом наискосок прямо перед ним раскрыл свой оставшийся конспект и подготовил ответы на его вопросы, в том числе и по ожидаемым «высотам Наполеона», получив отметку в зачетной книжке «отлично». Ажиотаж перед входной дверью к экзаменатору стоял огромнейший. Говорили, что с одной студенткой непосредственно возле двери случился эпилептический припадок и этим экзамен по ЭИ, а, возможно, и учеба на стационаре в институте для нее закончились.

После экзамена по экономической (всемирной) истории экзамен по экономической географии СССР на втором семестре первого курса перед летними каникулами был уже морально легче и привычнее. Кто-то раздобыл с кафедры списки-перечни (отпечатанных на машинке 30-40 страниц): названия месторождений полезных ископаемых (руд, угля, нефти, газа, бокситов, золота…), ведущих предприятий черной и цветной металлургии, легкой и пищевой промышленности и других, особенно важных данных. Это было ценное подспорье для сдачи экзамена. Из всей нашей группы проф. Ф. Заставный отличную оценку проставил только Ольге Крыськив (золотой медалистке из средней школы в Стрые), у меня в зачетке – «хорошо». Мандраж перед экзаменом и на экзамене примерно был тот же, что и на экзамене по ЭИ. Говорили, что когда-то проф. Ф. Д. Заставный попросил экзаменующуюся студентку указать на карте реку Днепр, и она возле широко развернутой гео. физ. карты СССР с указкой в руке свалилась в обмороке. После того, когда она пришла в себя. Плеснули в лицо водой или нет,- институтская легенда или быль умалчивает, он ей проставил отметку в зачетке «хорошо».

Вспоминается и экзамен на втором курсе по «Теории вероятностей».
После столь удачного случая с конспектом у проф. П.В. Свежинского
на каждый экзамен появлялся с конспектом лекций и всегда садился
за столик в непосредственной близости от экзаменатора, тем самым демонстрируя полный отказ от пользования шпаргалкой. Старший преподаватель М. Г. Винниченко вышел из комнаты. Поскольку по одной из предложенных к решению задач у меня возник вопрос, раскрыл конспект. В тот же момент экзаменатор вошел, заметив: «Пользуетесь конспектом». Проверил решения пяти задач, обнаружив ошибку в одной из них, и держа зачетную книжку произнес: «Ну, что ж «хорошо». У меня вырвалось: «Я знаю на «отлично». Зачетная экзаменационная книжка чуть ли не полетела мне в лицо и проскользив по столу остановилась: «Будете сдавать на кафедре!» Возразил: «Ну что вы, Михаил Григорьевич! Пусть будет «хорошо»». В свою очередь возразил и он: «Нет. Завтра первым,- подчеркнув слово интонацией,- будете сдавать с другой группой». На следующий день зашел на экзамен первым, будучи подготовленным и ожидая новый полный экзамен. Он, однако, дал к решению только одну задачу по нахождению наибольшей вероятности минимального вскрытия ящиков для нахождения одного с некачественным товаром из их большого количества, которую легко решил (вроде бы по формуле Ляпунова, точно не помню) и получил отметку в зачетке «отлично».

Ольга Крымобой (Судакова)
На первом курсе писала курсовую работу по экономической географии. У меня Заставный был руководителем. С особой гордостью помню слова из его рецензии: Считаю эту работу лучшей работой на курсе. Помню это не потому, что я была такая уж умная, а потому, что такой замечательный и талантливый человек обратил внимание на мою работу.

Михаил Сокол
М.Г. Винниченко отлично помню - сдавал ему экзамен на 3-м курсе.
Он же читал лекции. Своеобразный, интересный, нормальный и даже ...добрый. Посмотрел на меня внимательно и говорит: "Знаешь, чтоб ты не страдал и не ходил долго за мной - поставлю-ка я тебе "уд ". За что я был ему бесконечно благодарен, т.к. ничего не учил и надеялся только на счастливый случай. Это у меня единственная "тройка" в дипломе. Но память осталась о нем положительная с восклицательным знаком!

Пелецкий
По-моему со стороны Михаила Григорьевича был выверенный математико-психологический расчет. И в конечном итоге, на диплом с отличием вы, наверное, потом не претендовали и эта государственная, в прямом и переносном смыслах, оценка роли никакой не играет. А если бы он поставил "неуд." оставался ещё шанс пересдачи экзамена и, наверное, ходатайство тренера. А вот Петру Лаврусенко и Марии Гриневич, получившим по ЭИ у проф. П.В. Свежинского "уд.",и имевшим по окончанию ин-та по остальным предметам "отл." и "хор." с преимущественным "отл." деканат ЭФ потом предлагал пересдачу предмета "Экономическая История", которое ими с удовлетворением было принято.

Пелецкий ответил Ольге
Обычно темой курсовой работы была "характеристика" и их названия начинались со слов: "Сравнительная экономико-географическая характеристика... ". Полного названия своей курсовой работы по ЭГ не помните?

Ольга Крымобой (Судакова)
Черная металлургия

Пелецкий ответил Ольге
Дорогая Оля! Если "Черная металлургия" - полное название курсовой работы, то исходя, только из её названия уже можно утверждать о не раскрытии темы в студ. работе, настолько тема обширна и всеохватна!

Елена Малыщицкая-Музычкина ответила Михаилу
А я помню, что когда готовились к экзамену по ЭИ, то старшекурсники говорили, что Свежинский П.В. не любит отличников. А вот Гершгорна, преподавателя математики мы любили, и это было взаимно. Он всегда обращался к нам со словами "деточка". Очень доброжелательный человек.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила Михаилу
Ха! Ну, конечно же, полностью тема называлась не так,
я просто обозначила основное направление.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила Елене
Да, Лена, я Гершгорна всегда вспоминаю, как педагога с большой буквы. Он учил понимать. Помнишь, нас всегда удивляли его лекции без единой бумажки, и при этом задачи и формулы на всю доску.

Пелецкий ответил Ольге
Браво, Ольга. Ваши дипломатичные ответы говорят, что вы достойная
ученица Федора Дмитриевича. Он и в 78 с половиной лет выглядит
дипломатом. И даже один мой знакомый, впервые увидевший его фото
и никогда о нём не слышавший, заметил:
"Хорошо выглядит для такого
возраста. Очень похож на
Громыко" (А.А.Громыко - глава МИДа СССР).

Пелецкий ответил Елене
Экзамен по ЭИ (проф. П.В. Свежинский) у нашей группы был первым в начале учебы и отличники ещё не сформировались. Так что в этом вопросе мнения не имею. Зав. кафедрой ВМ, доц. А С. Гершгорн (научное достижение - монография "Транспортная задача", изданная также и за рубежом в Канаде), у меня принимал вступительный экзамен и лекций у нас не читал и не вёл практических занятий. О нём говорили, что одна студентка из-за больших для неё трудностей освоения высшей математики покончила с собой, оставив собственноручную записку с двумя словами: "Виноват Гершгорн" и хотя ничем это для него не закончилось, однако, после расследования этого случая он приобрел ишемичную болезнь сердца.

Лекции по предметам высшей математики: нахождение производных (потенцирование), интегрирование, аналитическая геометрия, теория вероятностей и математическая статистика у нас вёл старший преподаватель М.Г.Винниченко. Практические занятия на первом семестре вела ассистент кафедры ВМ с интересной "полтавской" фамилией Солоха, красивая молодая женщина, одинокая и с ребёнком. Однако, будучи сборщиком партийных взносов она растратила партийную кассу и ей был объявлен строгий выговор с занесением в учетную парт.карточку и начиная со второго семестра её заменил новый сотрудник кафедры Петр Мойсак, молодой выпускник мехмата Львовского университета.

Елена Малыщицкая-Музычкина
ответила Михаилу

Я, может быть, чего-то и не помню, но мне кажется,
что предмет П.В. Свежинского назывался
"История экономических учений". И под "отличниками"
понималось, что студент идёт на экзамен П.В. Свежинского
с зачёткой, где уже есть "отлично" по другим предметам, сданным ранее. Хотя на мне, это не отразилось. Вообще, отношение к нам, студентам, было нормальное, непредвзятое. С теплом и благодарностью вспоминаю преподавателя.по статистике Пасиченко /если это правильно/, Шевченко /бух. учёт/, препод. по товароведению, женщина, фамилии не помню, очень было интересно на её лекциях, преподаватель по организации и технологии торговли /фамилии не помню/. А вот преподаватель с кафедры "Финансы", который хромал, запомнила, что на экзаменах всё ответила по билету, а он сказал, что не верит, что я ответила сама и побежал искать под партой шпаргалку, ничего не нашёл и всё равно "отл" не поставил. Было непонятно и обидно. А ещё столкнулась можно сказать, с несправедливостью при распределении. С красным дипломом я шла 17-й, а передо мной прошли некоторые выпускники, которые учились на "удовл". На что мой папа сказал: привыкай, это - жизнь. Вот написала, потому что нахлынули воспоминания.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила Елене
Это Чуб Николай Григорьевич (запомнила на всю жизнь). Я помню, как он на лекции спрыгивал, не пользуясь ступеньками, со своей больной ногой, и бежал в конец аудитории
, проверял конспекты. Конспекты у него были обязательны,
он их проверял на экзамене
и расписывался на каждой странице, уже не передашь.

Ольга Крымобой (Судакова) ответила Михаилу
Да, присмотревшись, вижу, что он действительно очень похож на Андрея Андреевича Громыко.

Пелецкий ответил Елене:
- Да нет, Лена. История экономических учений (Адам Смит, Давид Рикардо, Карл Маркс, Мальтус, Кэйнс, Гэлбрэйт, Бжезинский и др. теоретиков политической экономии) изучалась на 3-м курсе и по ней Адольф Михайлович Ващишин принимал дифференцированный, с оценкой от "уд." до "отл» - зачет. А предмет "Экономическая история" изучался на первом курсе, и был посвящен, более всего, изучению торговых отношений между государствами и их влияния во внешней политике и наибольшее внимание в нем было уделено противостоянию Великобритании и Европейских государств. При кафедре экономической истории была также группа изучения
"Теории и истории потребительской кооперации"
(доцент Паламарчук, ассистент Е. Лихолат) по которой проводился простой зачет
(или незачет), но незачета вроде бы никому и не ставили в зачетке.

Пелецкий ответил Ольге
Н.Г. Чуб имел вместо ступней ног протезы (последствие участия в В.О.в), ему было тяжело передвигаться, и он ходил, шаркая ногами и раскачиваясь в стороны. Помню когда-то стоял возле аудитории на втором этаже и наблюдал такую сценку. Навстречу друг другу шли преподаватель кафедры Иванов, полковник в отставке, и Чуб (рядовой). Высокий полковник Иванов уступил ему дорогу и вытянувшись по стойке смирно с улыбкой спросил: "Выжил?!" "Выжил, выжил", - скороговоркой "прочирикал" Ник. Григ, и покатился дальше "колобком".

Ольга Крымобой (Судакова) ответила Михаилу
Я знаю, что он был участником войны, но он реально передвигался очень быстро, хоть и хромал.

Пелецкий ответил Ольге
Думаю, кто не знал о его протезах, ничего особенного не мог подумать и только отметить несколько странную походку. В институте было много бывших фронтовиков и бывших кадровых военных, которых называли "молодые пенсионеры", поскольку они отслужив 25 лет в полном расцвете сил (45-50 лет) уже были на пенсии. Особенно запомнилось награждение в актовом зале ин-та бывших фронтовиков 9 мая 1974 года. Полная обратно-пропорциональная зависимость воинских чинов и рангов в противопоставлении с учёными степенями и званиями, рангами в ин-те! Вызывались для награждения по воинскому званию: полковник Иванов (всего лишь преподаватель политической экономии, без учёной степени); два подполковника (фамилий не помню, без учёной степени); майор Смолинчук (бывший летчик, доцент, зав. кафедрой истории КПСС);капитан Гершгорн (бывший артиллерист, доцент, зав кафедрой высшей математики); несколько других преподавателей, фамилий которых не помню, и замыкающие...
рядовой Чуб (доцент, проректор по научной работе),
рядовой Дайновский (профессор, зав. кафедрой финансов и кредита).

Пелецкий ответил Елене
Лена! А может быть при сдаче экзамена по дисциплине "Финансы..." вы всё-таки пользовались шпаргалкой? Хорошо помню всех преподавателей, с которыми приходилось быть в контактах во время учебы и могу утверждать следующее: в душе они все были юмористами и актерами, дипломатами, у некоторых из них дети учились в этом же ин-те, и они были более-менее объективными и покладистыми к студентам на экзамене. Хорошо также помню те маленькие аудитории в которых проводились занятия по финансовым дисциплинам и приемка экзаменов. Комнатки были оборудованы небольшими пластиковыми столиками для двоих и удобными стульчиками с углубленным сидением для большей комфортности. Возможно, преподаватель наблюдал за вашей тайной "чертогов Вельзевула" и не вмешивался,
однако спохватился, упустив момент:
куда девалась
шпаргалка, потому так и поступил.

Елена Малыщицкая-Музычкина ответила Михаилу
Нет, шпаргалки точно не было, я это хорошо помню. Да и какая шпаргалка? Это ведь не формулы, что глянул и вычислил. Здесь же нужен был текст и время, чтобы его прочесть. Это я бы долго сидела с опущенной головой и читала? Учеба мне давалась легко и училась я с удовольствием. Потому что год перед институтом я работала "учеником" планового отдела райпотребсоюза, тогда была такая должность. И я на практике узнала статистику, бухучёт, финансы.
Но после этого экзамена, рвение к учёбе угасло... и появилось какое-то безразличие.

Пелецкий ответил Елене
Отлично, Елена. Почему-то вспомнилась книга «Похождения бравого солдата Швейка» и фрагмент из неё, содержание которого: полковой священник, фельдкурат Отто Кац попросил своего приятеля, следователя Берниса выпустить Швейка из гарнизонной тюрьмы, поскольку ему нужен новый деньщик. Бернис пообещал посмотреть по его делу. Однако, дело в канцелярии не нашлось, и следователь решил допросить Швейка, и если ни в чем не признается, выпустить. Признался ли, Швейк?!

Ну, а если по «Вашему делу…»... Богдан Федорович Усач, доцент кафедры «Бухгалтерский учет» учебной дисциплины «Ревизия и контроль» пятибальную систему оценки знаний изученного предмета квалифицировал следующим образом: «Студент знает на тройку, преподаватель на четверку, а на пятерку знает только Бог».

И всё-таки, Лена, непонятно почему такая легкая и более всего практичная учебная дисциплина о финансах и деньгах вызвала отчуждение к учёбе?! "Финансы поют романсы!" Нас, например, учили, что для понимания финансовых дисциплин и функционирования денег необходимо ознакомиться и с художественной литературой, в частности: Ильф и Петров «Двенадцать стульев. Золотой теленок», Теодор Драйзер «Финансист», «Титан», «Стоик». О книге Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» не говорили, однако при посещении кинотеатра для просмотра, вышедшего в те времена на экран фильма «Приваловские миллионы» случайно встретился в фойе кинотеатра с будущим зав. кафедрой финансов и кредита Анатолием Болеславовичем Дайновским с супругой.
«Важна не копейка, а принцип»,- провозглашал с экрана главный бухгалтер предприятий владельца Привалова – Ляховский.

А мы, Елена, при полном молчаливом согласии преподавателя одной из финансовых дисциплин пользовались шпаргалками. Хорошо помню этот экзамен. Стол преподавателя заставлен вазами с цветами: чтобы не подглядывал. И такой стриптиз! Справа, впереди на один ряд от меня, Оля К. заголила свою юбчонку и из под резинки жёлтых т. вытягивает шпаргалку. Слева, впереди на один ряд от меня, Женя К., обнажив прелестную ножку, из-под зажима чёрного пояса, также медленно вытаскивает шпаргалку. Ну, а я не мелочился: вытащил из-под ремня учебник в тёмно-синем переплёте под редакцией профессора Злобина. Оля и Женя получили пятёрки, а у меня в зачетной книжке «хорошо»... и правильно, поленился составить шпаргалку.

История с географией в темно-синем переплете